Вот что еще очень важно иметь в виду: вера работает вероятностно. Не механически, не линейно – делай-раз-будет-два – производит те или и ные события, а увеличивает или уменьшает их вероятности.
Если веришь, что к тебе плохо относятся, к тебе будут относиться плохо с большею вероятностью, чем если бы ты верил в обратное. Ты сам, своей верой, надбавляешь себе процент возможного плохого отношения.
Если веришь, что к тебе относятся хорошо, к тебе будут относиться хорошо с большею вероятностью, чем если бы ты верил в обратное. Ты сам, своей верой, надбавляешь себе процент возможного хорошего отношения.
Если веришь, что к тебе не относятся никак, не замечают тебя, игнорируют, – тебя будут игнорировать, не замечать с большею вероятностью, чем если бы ты верил в обратное. Ты сам, своей верой, надбавляешь себе процент возможного игнорирования твоей персоны.
Трезвые наблюдатели давно советуют впечатлительным людям никогда не принимать ничьи мнения и оценки на свой счет, даже если они выражаются в самой откровенной и грубой форме. Каждый переносит на других свой собственный мир, проецирует в других свою жизнь, свои ценности, свой уровень развития, свое настроение, свое сознание и подсознание – всю свою реальность. Универсальнейший факт! – но есть тут важный нюанс, иногда решающий. Да, при прочих равных условиях каждый будет к тебе относиться так или эдак не потому, что ты такой или эдакий, а потому что он сам такой или эдакий. Но своей верой, своим отношением ты эти равные условия делаешь не совсем равными. У тебя есть возможность смещать вероятности.
Если, допустим, ты российский солдат-новобранец, то, как ни верь в добросердечие и светлый разум "дедов", с большой вероятностью найдутся среди них отморозки, от которых жизнь медом не покажется и небо станет с овчинку. Но если ты все равно, вопреки очевидности, будешь верить, что они ребята хорошие, если хватит у тебя понимания и душевной силы верить, что внутри они такие же, как и ты, – и при этом будешь держать себя с ними твердо и сумеешь, если потребуется, дать отпор, пусть и ценой физического риска и травм, – сразу убедишься: настоящих отморозков, садистов среди "дедов" мало, процент незначителен; может быть, вокруг тебя таких и вовсе не окажется. Большинство просто заражается этой звериной психологией как дурной болезнью. И побеждать эту болезнь можно только духовной силой – своей верой и твердостью; удается не всегда, но с большой вероятностью.
Владимир Леви "Конкретная психология"
Комментариев нет:
Отправить комментарий